+ 7 (495) 764-24-13 + 7 (495) 949-56-58 + 7 (495) 949-73-26
Тампопечать

Тампопечать

С древнейших времен человек, восхищенный яркостью и многообразием цветов окружающего мира, стремился сделать более красочной среду, в которой он жил. В наше время практически невозможно найти производителя, который не использовал бы цвет при изготовлении своей продукции.

Для того, чтобы наносить изображение на свою продукцию, производителю нужна печатная технология, устраивающая его по всем параметрам, включая стоимость.

Тампопечать является именно такой технологией — гибкой, надежной и недорогой.


Истоки тампопечатной технологии лежат в печатном методе, изобретенном французским полиграфистом Декальсье и первоначально использовавшемся в швейцарской часовой индустрии для нанесения изображения на циферблаты часов. Обычные печатные методы для этого не годились: они предназначались для печати только на бумаге. Ручная роспись циферблатов была медленным и дорогим процессом. Применяя желатиновые тампоны и медные клише, швейцарские часовщики добивались весьма высокого качества печати.

До конца 60-х годов прошлого века тампонная печать использовалась достаточно редко, главным образом в Европе. Причина была проста: несовершенные, хрупкие желатиновые тампоны утрачивали способность к печати уже после нескольких оттисков.
Изобретатель современной тампонной печати, немецкий инженер Уилфрид Филипп, сконцентрировался на проблеме повышения устойчивости тампона и к 1965 году остановился на резиновом тампоне. После серии экспериментов ему удалось создать чрезвычайно надежный, гибкий и устойчивый к воздействию химикатов носитель — силиконовый тампон холодной вулканизации.

Именно это изобретение открыло совершенно новые перспективы в применении тампопечати. Раньше многоцветная тампопечать производилась чрезвычайно редко ввиду длительного времени высыхания краски между оттисками. Силиконовый тампон, невосприимчивый к активным веществам, позволил использовать растворители-солвенты и тем самым дал возможность печатать «по мокрому», не дожидаясь высыхания предыдущей краски.

В 1965 году Уилфрид Филипп начал конструировать современную механическую тампомашину для печати на циферблатах часов. К 1968 году первая настоящая тампомашина была готова.

В 1971 году на выставке DRUPA в Дюссельдорфе была показана первая электромеханическая тампонная машина. До этого времени технологий для печати на объемных и изогнутых поверхностях просто не существовало.

Первый крупный заказ на партию тампомашин Филиппа пришел из Монтре, Швейцария, от производителя часов. Было заказано сто машин. Первая машина была отгружена заказчику спустя три месяца.

Так началось распространение тампонной печати во всем мире.

Основные принципы тампонной печати

Тампопечать — это непрямой процесс глубокой печати. Изображение фотогравировочным способом наносится на поверхности плоского клише так, что печатные элементы представляют собой углубления на его поверхности. Затем клише смачивается краской. Излишняя краска удаляется ракельным ножом. После этого мягкий силиконовый тампон опускается на клише, забирает с него краску и переносит ее на запечатываемую поверхность. Это напоминает процесс нанесения изображения с помощью резинового штампа, с одним лишь отличием: тампон только переносит изображение, не являясь ее источником.
Использование силикона объясняется тем, что этот материал, будучи чрезвычайно эластичным, практически не впитывает краску.

Главным блоком любой машины тампонной печати является красочная система. Она бывает двух типов: открытая и закрытая.

Открытая красочная система.
В этом случае краска находится в открытой ванночке («кипсейке») и свободно взаимодействует с воздухом.

Основные этапы процесса печати:

  • Двигаясь поступательно, ракельный нож наносит краску на клише с выгравированным на нем изображением.
  • Возвратное движение ножа снимает с клише излишки краски. При этом некоторое количество летучего растворителя (солвента), содержащегося в краске, испаряется, за счет чего она становится более вязкой.
  • Тампон под давлением опускается на клише. Изменения в химическом составе краски, происшедшие к этому моменту, облегчают перенос краски на тампон.
  • Тампон поднимается с клише и движется по направлению к запечатываемому предмету. Во время движения из красочного слоя на тампоне испаряется еще некоторое количество солвента, делая возможным более полный перенос краски с тампона на предмет.
  • Тампон под давлением опускается на запечатываемый предмет. Тампоны конструируются таким образом, что, несмотря на значительное давление, угол между контуром тампона и поверхностью предмета всегда отличен от нуля. Поэтому между тампоном и предметом никогда не создается разрежение, что облегчает перенос краски на запечатываетмую поверхность.
  • Тампон поднимается и принимает оригинальную форму. Если все составляющие процесса подобраны правильно, после поднятия на тампоне не остается краски, и он полностью готов к следующему циклу.

Закрытая красочная система.
В случае закрытой системы цикл состоит практически из тех же этапов, что и при «открытом» процессе.
Отличие заключается в том, что краска находится в закрытом контейнере («чашке»), острые края которого (так называемое «ракельное кольцо») выполняют ту же функцию, что нож в предыдущем случае.

«Закрытый» процесс предпочтителен при больших тиражах печати, так как краска, находясь в контейнере, не испаряется и не меняет своих свойств. К его недостаткам относится меньшая площадь рабочей поверхности клише и более высокая стоимость оборудования.

Применение Тампопечати

В современном мире диапазон областей применения тампонной печати практически неограничен. Производство потребительских товаров, бытовой и промышленной электроники, сувенирной продукции, товаров для детей — все это невозможно представить без использования тампопечати.

Почему тампонная печать за столь короткое время приобрела столь важное значение?

  • Она предоставляет возможности для печати в тех случаях, когда использование других технологий нанесения изображения является затруднительным или слишком дорогим.
  • Она способна во многих случаях заменить такие технологии, как трафаретная печать, гравировка или тиснение, часто превосходя их в гибкости и качестве печати.
  • Благодаря ей продукт приобретает более дорогой и престижный вид, что повышает его привлекательность для потребителя.

Вот лишь некоторые примеры использования тампонной печати:

  • в автомобильной промышленности: печать на рычагах, клавишах, кнопках, приборных панелях;
  • при производстве электронных изделий и компонентов: печать на микросхемах, переключателях, корпусах, кнопках управления, кассетах, компакт-дисках;
  • при изготовлении игрушек: печать на конструкторах, миниатюрных автомобилях и поездах, на глазах для кукол и мягких игрушек;
  • в медицине: печать на упаковке для лекарств, шприцах, самих таблетках;
  • в пищевой промышленности: печать на шоколадных плитках и конфетах;
  • при производстве товаров для спорта и отдыха: печать на самых разнообразных мячах и шарах.

Мы используем наш цех тампонной печати для нанесения изображения на ручки, кружки, брелки, зажигалки, фоторамки, флэшки, любую нестандартную продукцию — DVD, термосы и многое другое.

Клише для Тампопечати

На сегодняшний день на рынке присутствуют следующие виды клише для тампонной печати:

  • Фотополимерные
  • Металлические фотоочувствленные
  • Стальные
Выбор того или иного вида клише определяется типом работы и тиражом печати.

Фотополимерные клише.

Фотополимерные клише различаются количеством слоев фоточувствительного материала (одно- и двухслойные) и вымывным раствором (спиртовымывные и водовымывные).

Они состоят из фоточувствительного покрытия (одно- или двухслойного), металлической основы и адгезивного слоя, обеспечивающего скрепление первых двух слоев. Фоточувствительный слой обычно защищают специальной защитной пленкой (фольгой).

В настоящее время наибольшее распространение получили двухслойные клише, поэтому стоит подробнее остановиться на их особенностях.

Полимерные клише имеют достаточно мягкую поверхность. Ракельный нож двигается вдоль клише под определенным давлением и поэтому погружается более глубоко в те участки изображения («плашки»), которые параллельны краю ножа, вследствие чего на печати появляются области с разной плотностью краски. Этот эффект называют «вычерпыванием». В большинстве случаев полностью избавиться от него не помогает ни многократная запечатка, ни поворот изображения.

Для устранения этого эффекта используется повторное экспонирование клише сквозь растровую сетку (так называемый «опорный растр»). При этом «плашка» перестает быть открытой углубленной областью на клише и становится совокупностью небольших выступов («пиков»).

Эти «пики» служат следующим целям:

  • Поддерживают ракельный нож и исключают «вычерпывание»;
  • Снижают поверхностные напряжения в краске, благодаря чему красочный слой становится более ровным;
  • Удерживают краску на «плашках», не позволяя ей размазываться по клише во время перемещения ракельного ножа;
  • Делают более ровным красочный слой на тампоне во время забора им краски с клише.

Повторное экспонирование возможно лишь при использовании двухслойных клише. Однослойные фотополимерные клише могут применяться лишь в случаях очень четкого изображения небольшого размера без сколько-нибудь значительных «плашек». Кроме того, они существенно более дороги, чем двухслойные, поэтому используются чрезвычайно редко.

При изготовлении спиртовымывных клише в качестве проявляющего раствора (удаляющего участки фоточувствительного слоя, соответствующие элементам изображения) используется спирт. В случае водовымывных — соответственно, вода.

Водовымывные клише появились лишь в последнее время как результат давления активистов по охране окружающей среды, настаивающих на сокращении использования химически активных веществ. Наша практика показывает, что спиртовымывные клише обеспечивают лучшее качество и стабильность печати, чем водовымывные.

Металлические фотоочувствленные клише.

В последнее время получил широкое распространение материал под торговой маркой «Алюкорекс» (Alucorex) немецкого производства. Клише из этого материала существенно более прочные, чем фотополимерные, и имеют фиксированную глубину травления. Вследствие своей жесткости такие клише не требуют растрового экспонирования и предназначаются лишь для штриховых (безрастровых) работ. Они также имеют существенно более высокую тиражестойкость (более 100 тыс. оттисков).
Стальные клише.

Основное преимущество стальных клише — существенно более высокая, чем у первых двух видов, тиражестойкость (до миллиона оттисков). Такие клише изготавливаются по сложной, многоступенчатой технологии и, как правило, делаются на заказ для очень больших по объему работ. Ввиду чрезвычайно высокой стоимости и длительности процесс изготовления в рекламно тампонной печати стальные клише, как правило, не применяются.

Краски для Тампопечати

Краски для тампонной печати в общем похожи на краски для трафаретной печати, но с двумя очень важными отличиями:

— во-первых, в отличие от трафаретных красок, которые не должны испаряться, чтобы не высохнуть на сетке, тампонные краски включают в себя очень быстро испаряющийся растворитель, так как его испарение является ключевой частью печатного процесса;

— во-вторых, красочный слой при тампонной печати гораздо тоньше, чем при трафаретной, что делает тампонный процесс весьма зависимым от таких факторов, как температура и влажность окружающей среды, а также статическое электричество.

В составе любой тампонной краски присутствуют резина, пигмент, растворитель и некоторые добавки.

  • Резина (или связующее) включает в себя эпоксидные смолы, эмаль, винил, акрил и полиуретан.
  • Пигмент — это краситель в форме порошка или жидкости. Он распределяется по резине и дает краске цвет и непрозрачность.
  • Растворитель (или разбавитель) необходим для регулирования вязкости смеси «резина/пигмент». Он и определяет печатные характеристики краски, позволяя ее перенос с клише на тампон и с тампона на изделие и давая возможность печатать «по мокрому» (многоцветная печать без сушки между прогонами).
  • Другие составляющие краски — это такие вещества, как пластификаторы и поверхностно-активные вещества, улучшающие однородность, стабильность, прочность и другие характеристики краски.

Для того, чтобы печатный процесс протекал надлежащим образом, краска должна иметь возможность быстро менять вязкость и становиться «липкой». все вышеперечисленные компоненты в комплексе должны обеспечивать эту «липкость».

В оперативной тампонной печати используется два типа красок:

  • однокомпонентные (или «испаряющиеся»);
  • двухкомпонентные (или «катализаторные»).

Однокомпонентные краски.

Однокомпонентные краски используются наиболее часто. Они очень быстро сохнут благодаря только испарению растворителя. Однокомпонентные краски бывают глянцевыми и матовыми, они пригодны для печати на самых различных пластиковых изделиях.
Для обеспечения хорошей адгезии («схватывания») между краской и изделием, необходимо, чтобы материал изделия обладал определенной впитываемостью. Поэтому при печати однокомпонентными красками на не впитывающих материалах необходима осторожность.

Существуют специальные методы для определения возможности печати однокомпонентными красками на том или ином материале.
Типичным примером «проблемных» изделий является продукция фирмы BIC, которая специальным образом обрабатывает свои авторучки и зажигалки с целью усложнения для обычных типографий печати на этих сувенирах.

Двухкомпонентные краски.

Двухкомпонентные краски требуют добавления перед печатью специального катализатора, делающего возможным полимеризацию резины. Катализатор вступает с резиной в химическую реакцию непосредственно в красочном аппарате («кипсейке»). Эта реакция идет независимо от испарения растворителя и определяет время годности полученной смеси.

При работе с двухкомпонентной краской необходимо точно соблюдать весовую долю добавляемого катализатора. Слишком большое его количество значительно снизит время годности краски, а слишком малое — приведет к некачественной печати.

После истечения времени годности краски ее необходимо заменить. Обычно время годности двухкомпонентных красок равно 8-10 часам. Это означает, что если работа не завершена за одну смену, завтра краску придется готовить заново.

Двухкомпонентные краски очень хорошо сохнут при нагревании. Ими обычно печатают на таких «проблемных» материалах, как металлы, некоторые сложные пластики, стекло и керамика. Их использование может быть оправдано при необходимости обеспечить хорошую сопротивляемость при трении и воздействии химикатов.

Тампоны

Тампон — одна из важнейших составляющих процесса тампонной печати. от правильного выбора тампона самым непосредственным образом зависит качество печати и, что немаловажно, стабильность печатного процесса, т. е. отсутствие существенной разницы между отпечатанными экземплярами в тираже.

Тампоны изготавливаются из силиконовой резины. Функция тампона — перенос краски с клише на запечатываемый объект. В то время как клише в тампонной печати является индивидуальным, т. е. изготавливается для конкретного изображения, тампоны могут использоваться для различных работ.

Основные характеристики тампона:

  • Размер
  • Форма
  • Жесткость

Размер
Для достижения максимально четкой и правильной печати тампон должен как можно меньше деформироваться. Отсюда естественное правило — для каждой работы используется тампон максимально возможной для этого случая величины. Часто размер тампона определяется лишь зазором между клише и станиной печатной машины. С другой стороны, чем тампон больше, тем сильнее он вибрирует при печати. Кроме того, большие тампоны достаточно дороги.

Форма
Форма тампона подбирается таким образом, чтобы обеспечить «накатное» движение материала тампона в момент его опускания как на клише для забора краски, так и на предмет — для печати. Без этого «наката» под тампоном останется воздух, что приведет к искажению изображения и неравномерной печати.

Все формы тампонов можно разделить на три группы:

  • Круглые
  • Прямоугольные
  • Цилиндрическиe

Тампоны разной формы подходят для разных изделий и/или различных изображений. В любом случае, следует избегать плоских тампонов, так они в наименьшей степени способны к «накату». Поверхность тампона должна иметь форму арки, причем в переносе краски участвует только его вершина.

Жесткость
Жесткость тампона обычно определяется количеством силиконового масла, используемого при отлитии тампона — чем масла больше, тем меньше жесткость. Жесткий тампон меньше деформируется при печати и, следовательно, лучше переносит изображение. Кроме того, он дольше служит.

На практике же бывают случаи, когда использование жесткого тампона невозможно. К таким случаям относятся следующие ситуации:

  • производится печать на хрупком изделии (стакан, елочная игрушка), и жесткий тампон может просто «раздавить» изделие;
  • производится печать на легко мягкой поверхности (например, резина), и жесткий тампон может деформировать изделие;
  • запечатываемое изделие имеет большую кривизну (кружка, стакан). В этом случае мягкий тампон обеспечит лучший перенос краски.

Следует также помнить, что постоянное использование жестких тампонов может привести к преждевременному износу печатной машины.

по материалам сайта www.tampo.ru


Возврат к списку

Наши возможности или почему именно мы?

Наш опыт работы более 15 лет
Печать от 1 до 15 000 штук в сутки
Гибкая система скидок для рекламных агентств, постоянных клиентов и оптовиков
Печать больших форматов до 70 *100 см и на любом текстиле
Цены на наши услуги и изделия ниже, чем у посредников
Печать спецэффектов, возможность использования вытравных и водных красок
Приступим к заказу немедленно: производственный цех расположен на территории фирмы
Представим все исходные материалы и продукцию

Наши клиенты: